Обобщения и стат. отчёты

  • Справка по изучению судебной практики по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за 5 месяцев 2020 года, рассмотренных на судебном участке в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской о
    Читать

           В соответствии с планом работы судебного участка Красногвардейского района Оренбургской области проведено изучение практики  рассмотрения дел об административных правонарушениях за 5 месяцев 2020 года, предусмотренных частью 1 статьи 20.25  КоАП РФ.
    Цель -  изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25   КоАП РФ   и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.
    Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
          В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
           Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
            Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко).
           Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).                     
           За   5 месяцев  2020 года   всего рассмотрено   358  дела об административных правонарушениях, из них 134 дела за совершение правонарушения  по  ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет 37,4 % от общего количества рассмотренных административных дел. Из них 15 дел в отношении женщин (в 2019г. – 8). За аналогичный период 2019 года всего рассмотрено 344 дела об административных правонарушениях, из них по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  - 107 дела, что составило  31,1 % от общего количества рассмотренных дел.
    Таким образом, статистические данные свидетельствуют об увеличении дел указанной категории.
    За пять месяцев 2020 года дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности было передано одно дело.
           В наибольшем количестве протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ направляются на рассмотрение мировому судье из Отд МВД РФ по Красногвардейскому району, за 5 месяцев 2020 года – 101 дело, за аналогичный период 2019 года - 74.
    Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
            Всего за 5 месяцев 2020 года было подвергнуто административному наказанию  по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ -  130 лиц. Анализ данных за 5 месяцев 2020 и 5 месяцев 2019 г.г. показывает, что в основном мировым судьей назначается такой вид наказания, как  административный штраф – 84, на общую сумму – 177200 рублей (в 2019 г. – 61 на общую сумму 79600 рублей).  К  наказанию в виде административного ареста подвергнуто  13   лиц (в 2019 г. – 10 лиц).
    Следует отметить, что в связи с отсутствием у должника постоянного места работы и источника дохода, суд применяет такой вид наказания как обязательные работы, так за 5 месяцев 2020 года  обязательные работы назначены 33 лицам (в 2019 г. – 25 лицам).
          При назначении административного наказания  суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ). При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
          В указанный период в апелляционном порядке обжаловалось 2 дела об административных правонарушениях предусмотренных ч.1  ст.20.25   КоАП РФ, результат рассмотрения – постановления мирового судьи оставлены без изменения (в 2019 году – 0).
    За анализируемый период в орган (должностному лицу) составившему протокол возвращены 3 административные протокола (2019г. – 9). Все дела рассмотрены с соблюдением  правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.   
    В правоприменительной практике при рассмотрении дел указанной категории возникают следующие  проблемы:
    Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест.
    Частью 4 ст.29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.
           В соответствии со ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного  ст. 20.25 КоАП РФ является  место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения  лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении  передаётся судье в нарушение  п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным выполнение требования  ст. 29.6 КОАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.
    Кроме того, в протоколах не всегда указываются номер телефона  лица, привлекаемого к административной ответственности, или его место работы, письменное согласие на СМС-извещение, что вызывает сложности при вызове и извещении правонарушителя в судебное заседание.
     
    Выводы:   Проведенный анализ показал, что  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию, в случае необходимости определения о продлении сроков рассмотрения дела.   Постановления мирового судьи, правонарушителю вручаются своевременно.
     
     
    Помощник м/с                                                                                                      Н.В.Сапрыкина

     
  • Обобщение по итогам работы за 2019 год судебного участка мирового судьи Красногвардейского района Оренбургс
    Читать

    I. Рассмотрение дел
    В 2019 году на судебный участок мирового судьи Красногвардейского района Оренбургской области поступило для рассмотрения:
    - 34 уголовных дела в отношении 34 лиц;
    1466 гражданских дел,  в том числе, 1188 - в порядке приказного производства, 92 - рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства;
    689 дел в порядке КАС РФ;
    847 дел об административных правонарушениях;
    13 материалов в порядке уголовного судопроизводства. 
    За аналогичный период 2018 года поступило:
    - 62 уголовных дела в отношении 62 лиц;
    1471 гражданское дело,  в том числе, 1231 - в порядке приказного производства, 103 - рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства;
    501 дело в порядке КАС РФ;
    910 дел об административных правонарушениях;
    25 материалов в порядке уголовного судопроизводства. 
    За аналогичный период 2017 года поступило:
    - 92 уголовных дела в отношении 94 лиц;
    1094 гражданских дел, в том числе 796 в порядке приказного производства, 70 рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства;
    388 дела в порядке КАС РФ;
    885 дел об административных правонарушениях.
    17 материалов в порядке уголовного судопроизводства. 
    Анализ показывает, что произошло снижение поступления уголовных дел, незначительное уменьшение количества гражданских дел,  напротив увеличение административных дел, уменьшение дел об административных правонарушениях и материалов, рассматриваемых в порядке уголовного судопроизводства по сравнению с 2017 годом и 2018 годом.
     
  • О Б О Б Щ Е Н И Е судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 12.26 КоАП РФ за 2018- 2019 гг
    Читать

              Актуальность данного обобщения состоит в том, что случаи привлечения гражданина к административной ответственности невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ), являются наиболее распространенными в административной практике.
    В соответствии со ст. 12.26 КоАП РФ  невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет административное наказание в виде: административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ), административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 30000 рублей (ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ).
               Объектом правонарушения указанной категории дел являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения. Особая опасность данных видов правонарушения заключается в том, что под воздействием алкоголя снижается внимание, ухудшается координация движений, что может повлечь создание аварийных ситуаций на дорогах и стать причиной гибели людей.
                Всего за 2019 год на судебный участок Красногвардейского района Оренбургской области поступило 58 дел (в 2018 году – 85 дел) об административных правонарушениях, предусмотренных  ч.1 и ч.2 ст. 12.26 КоАП РФ, из них рассмотрено по существу 55 дел (в 2018 году – 84). Из них 3 дела в отношении женщин (в 2018 году – 9 женщин). Дела данной категории рассмотрены в установленный законом срок с вынесением постановления о назначении административного наказания. В том числе:
    - в виде штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет - в отношении 32 лиц (в 2018 году – 53 дела);
    - в виде ареста - в отношении 22 лиц (в 2018 году – 26),
    - 2 дела (в 2018 году – 1) были возвращены для устранения недостатков,
    - 1 дело прекращено за отсутствием события правонарушения, в 2018 году – прекращено в связи со смертью;
    - по 1 делу (в 2018 году – 4) назначен штраф 30000 рублей вместо ареста, в связи с наличием обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде ареста.
    Общая сумма назначенного штрафа по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ составила 990 000 рублей (в 2018 году – 1710000 руб.). Качество рассмотрения дел указанной категории составило 100 %.
     
    Вывод: При рассмотрении дел указанной категории принимаются законные и обоснованные решения. Дела рассматриваются в установленные законом сроки. Процессуальные сроки при рассмотрении дел не нарушались.
     
     
    Помощник м/с                                                                                Н.В.Сапрыкина
     
  • Обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, за период 11 месяцев 2018 года и 11 месяц 2019 года
    Читать

    С целью обобщения судебной практики изучены дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренные мировым судьей в указанный период, проанализированы статистические данные  в соответствии с планом работы судебного участка Красногвардейского района Оренбургской области.
           Статья 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, введена в КоАП РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15 июля 2016 года.
         Целью обобщения является проверка соблюдения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории, а также установление причин прекращения производства по делам указанной категории.
           В охваченный настоящим обобщением период 2019 года на судебном участке мирового судьей Красногвардейского района  рассмотрено  24 дела указанной категории (за 2018 год – 27), 24 лица привлечены к административной ответственности. По результатам рассмотрения дел возвращенных должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков, не было. В исследуемый период дел прекращенных в связи  с отсутствием состава административного правонарушения не было. 21 лицу, привлеченному к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде обязательных работ (в 2018 г.- 25),  1-м - в виде административного ареста (в 2018 г. - 2), 2-м - в виде административного штрафа 20 000 руб. (в 2018 г. - 0).
            Анализируя практику назначения административного наказания по результатам рассмотрения указанной категории дел необходимо отметить, что количество часов, назначенных к отбытию мужчинам – составляет от 80 до 100 часов.
            Обязательные работы отбываются в организации, определенной судебным приставом-исполнителем Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области из числа организаций, перечень которых согласовывается органом местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
    Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.
           В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившихся в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса. За исследуемый период было рассмотрено ; протокола об административном правонарушении за уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, которым был назначен административный арест.
    Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
    Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев. В большей части дел период, который вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, начинается с 01 января 2019 года, однако из материалов дела усматривается, что исполнительное производство возбуждено ранее.
          Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями. Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
            Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия. В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица. При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.
             Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.
             Из рассмотренных в 2019 году дел, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 19 делам в отношении мужчин (в 2018 г. - 22), из них привлечено к административной ответственности 19 мужчин, в отношении женщин – 5 (в 2018 г. - 5), из них привлечено к административной ответственности 5 женщин.
              Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
    Судьей и разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела расписки о разъяснении прав, разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.
              В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения. Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц. В связи с указанными нормами потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.
              Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.
            Судебным приставом-исполнителем должны опрашиваться потерпевшие (законные представители), материалы дела должны содержать их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.
              В случае не привлечения надлежащих лиц в качестве потерпевших судебным приставом это надлежит делать мировым судьям. Как видно из представленных дел мировым судьей потерпевшие в судебное заседание не вызываются судебными приставами, так от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласие на СМС извещение. Такой подход к рассмотрению дел следует признать правильным.
    Санкции ч. ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.
     КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
     Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
     В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 года № 1125-О, от 29 сентября 2015 года № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
             По смыслу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ представляется, что обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности. Таким образом, явка лица, в отношении которого предполагается применение меры административной ответственности в виде административного ареста, должна быть обеспечена судебным приставом, поскольку согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в суде в день поступления с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено. При этом в случаях не доставления лица, привлекаемого к административной ответственности, совместно с административным материалом в суд возможность рассмотрения дела предусмотрена лишь при наличии сведений о его надлежащем извещении.
          При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
          Статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в связи с этим материалы дела должны содержать сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства). Выяснение указанных обстоятельств образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ.
            Согласно ст.5.35.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за неуплату алиментов в том случае, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Частью 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.
          В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В связи с вышеуказанными нормами, чтобы исключить наличие повторности деяния по ст. 5.35.1 КоАП РФ, судьям при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо проверять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности по этой статье ранее. В связи с этим в материалах дела обязательно должны содержаться данные сведения (карточка правонарушений, справка из информационной базы данных).
          Характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).
             Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.
    Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (ст. 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение. По всем делам, вступившие в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности направлены для исполнения в Красногвардейский РОСП.
          Таким образом, можно сделать вывод, что мировым судьей при рассмотрении дел данной категории в большинстве случаев правильно определялись обстоятельства, имеющие значение для дела, грамотно применялись нормы материального и процессуального права.
     
  • Обобщение по расторжению брака за 1 полугодие 2019 года
    Читать

    За 6 месяцев 2019 г.   проведено обобщение судебной практики по рассмотрению дел о расторжении брака.
    Основным нормативно-правовым актом, регулирующим брачно-семейные отношения на территории Российской Федерации, является Семейный кодекс Российской Федерации. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства.
    При изучении судебной практики по гражданским делам о расторжении брака установлено, что в указанный период 2019 года на судебный участок мирового судьи Красногвардейского района поступило 599 гражданских дел, из них - 38 дел о расторжении брака, что составляет 6,3% от общего числа дел. За аналогичный период 2018 года поступило 711 гражданских дел из них также 38 дел о расторжении брака, что составляет 5,3% от общего числа дел. Что говорит о том, что в 2019 году наблюдается увеличение числа иных категорий дел,  за счет чего уменьшается процент дел данной категории, вместе с тем количество поступивших дел о расторжении брака не изменилось, и  по  прежнему стабильно высок.
    Всего в 2019 году мировым судьей рассмотрено 583 дела, в том числе 38 дел о расторжении брака. Остаток дел на 01.07.2019г. о расторжении брака – 13 дел.
    По смыслу ст. 21 СК РФ, расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК РФ или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГС (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.)
    Из 30 дел, рассмотренных за 1 полугодие 2019г. в отношении лиц, имеющих общих несовершеннолетних детей, 25 дел рассмотрено с вынесением решения об удовлетворении исковых требований о расторжении брака, 5 дел с вынесением определения о прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска. По 8 делам, рассмотренным в отношении лиц, которые  уклонялись от добровольного расторжения брака в органах ЗАГСа, вынесено решение об удовлетворении исковых требований о расторжении брака. За аналогичный период 2018 года было рассмотрено 23 дела, 2  из которых прекращено ввиду отказа истца от иска, по остальным вынесены решения о расторжении брака. Приведенные данные свидетельствуют об увеличении сохраненных семей за 1 полугодие 2019 года.
    Из общего количества рассмотренных гражданских дел указанной категории, основными причинами, побудившими истца подать исковое заявление о расторжении брака    являются: нежелание, как правило, мужчин работать и помогать семье материально, отсутствие взаимопонимания супругов, несовместимость характеров, злоупотребление спиртными напитками и т.д.
    Возраст супругов, в отношении которых решался вопрос о расторжении брака от 24 лет до 66 лет. Средняя продолжительность брака 13 лет, причем минимальная продолжительность брака составляет  1 год, максимальная более 38 лет.
    При изучении рассмотренных гражданских дел указанной категории выявлено, что инициаторами расторжения брака выступают в большинстве случаев женщины. Однако по 5 делам, рассмотренным мировым судьей за указанный период инициаторами подачи заявлений являются мужчины. То есть, в настоящее время наблюдается рост количества исковых заявлений, подаваемых истцами-мужчинами.
    В силу ст. 23 СК РФ, расторжение брака производится судом не ранее истечения одного месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака. Согласно ст. 22 Семейного кодекса РФ, расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При рассмотрении дела о расторжении брака, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.      
    Мировым судьей принимались меры по примирению супругов и сохранению семьи, в результате чего за указанный период повлекло за собой сохранение  5 семей имеющих несовершеннолетних детей.
    В порядке ст. 25 СК РФ, суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить копию решения суда в орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака.
    Во всех случаях расторжение брака по анализируемым делам производилось судом не ранее истечения одного месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака, и после вступления решения в законную силу направлялись в орган ЗАГС. При принятии исковых заявлений о расторжении брака, мировым судьей учитывались статьи  28, 29 ГК РФ.
    Гражданские дела о расторжении брака за указанный период не обжаловались и не рассматривались в апелляционном порядке.

     Помощник мирового судьи                                                                             Н.В.Сапрыкина